Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
 

 

Предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка
Предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка

Предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка

 

Нарушения

Проявление

Причина

Воспитательные методы и приемы

Непослушание- отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других   членов семьи)

 

 

  

 

 

 

 

Невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять трудовые обязанности, поручения, уроки

• Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний). 
• Нарушение этики общения (неосторожно сказанное слово) и     норм поведения.
Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку.
• Непедагогичные методы воспитания. 
• Недостаток родительского внимания. 
• Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями. 
• Преобладание наказаний над поощрениями. 

• Не ругать, не читать нотаций часто. 
• Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением. 
• Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. 
• Поговорить доброжелательно, без упреков и повышения голоса. 
• Проявлять любовь и внимание.

Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим

Гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи

• Авторитарный стиль воспитания.
• Деформация системы ценностей членов семьи.
• Упущения в нравственном  воспитании детей.
• Подражание героям кино- и видеофильмов.
• Чувства голода и усталости. 
• Чрезмерное количество ограничений по отно­шению к ребенку.
• Стремление самоутвердиться.

• Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и                          поведения. 
• Вовлекать в межличностные отношения.
• Учить понимать переживания   других; отождествлять себя с другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для пре­одоления эгоизма.
• Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. 
• Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка.
• Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей.
• Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка.
• Проявлять любовь.  

Упрямство -
неуступчивость, стремление  добиться своего вопреки здравому смыслу

Сердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку

• Нарушение взаимоотношений родителей  с ребёнком. 
• Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации.
• Игнорирование интересов и потребностей ребенка. 
• Утверждение родительского авторитета силой.

• Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение.
• Не унижать ребенка.
• Не применять принуждения.
• Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время. 
• Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка. 
• Контролировать себя и свои действия. 

Каприз-прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки укуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью

• Неосторожно сказанные слова членов семьи.
• Отсутствие требовательности со стороны взрослых.
• Отрицательная реакция родителей на капризы.
• Болезненное состояние. 
• Чрезмерная родительская любовь.
• Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка.
• Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка. 
• Перевозбуждение нервной системы ребенка.

• Разумно организовать режим дня ребенка.
• Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье. 
• Проявлять умеренную требовательность.
• Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей. 
• Соблюдать режим сна, питания и т. д. 
Устранять источник впечатлений.
• Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность).
• Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза. 
• Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний.
• Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя.
• Проявлять любовь. 

Гиперактивность -(греч. hy­per – сверху) непроизвольные движения при нарушении   нервной системы

 

 

 

 

 

  

  

 

Чрезмерная подвижность; неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет)

• Употребление матерями алкоголя и наркоти­ков в период беременности. 
• Осложнение беременности и родов,
• Соматические заболевания в ранней детстве. 
•  Физические и психические травмы.
• Нарушения центральной нервной системы.
• Стрессы и переутомление матери.

• Разумно организовать распорядок дня.
• Выделить для ребенка отдельную комнату или уголок. 
• Создавать спокойную обстановку при подготовке ребенком уроков.
• Упреждать конфликтные ситуации. 
• Подбирать игры, которые способствуют концентрации внимания, выработке выдержки, координации движений. 
•Поддерживать малейшие проявления позитивного поведения. 
• Избегать частых наказаний.

Замкнутость -
скрытность, отдаленность, отчужденность, обособленность необщительность

Неразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность

• Авторитарный стиль семейного воспитания.
• Индивидуально-психологические и половозрастные особенности. 
• Недостатки воспитания в  учреждениях (детский сон, школа-интернат). 
• Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых.

• Проявлять терпение и тактичность в игре и общении с детьми.
• Установить дружеские отношения во время игры, совместного труда и досуга. 
• Включать ребенка в различные коллективные дела (игры, соревнования, конкурсы, спектакли). 
• Проявлять ласку и любовь.

 

Нарушения

Проявление

Причина

Воспитательные методыиприемы

Гнев - чувство сильного возмущения, негодования

 

 

 

 

 

 

 

Проявление агрессивности, плач,  крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственные действия по отношению   к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений

• Неудовлетворение потребностей ребенка.

• Оскорбление.

• Применение принуждений и наказаний.

• Нарушение этики взаимоотношений и общения.

• Несправедливое отношение к ребенку.

• Состояние болезни.

•Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка.

• Не наказывать.

• Оставлять на время в покое.

•Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева.

 

 

Драчливость - склонность ребенка к физическим столкновениям, драке

 

 

 

 

 

 

(Насильственные  действия по отношению к младшим братьям,  сестрам, животным, драки с детьми на улице   и в школе

 

 

 

• Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.

•Соперничество между детьми.

• Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка.

• Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям.

•Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка.

 

• Выяснить причины драки.

• Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться.

•Лишать на время телевизора, компьютера.

• Давать поручения по дому.

• Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.

• Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно.

• Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего.

• Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей.

Воровство - склонность воровать чужие вещи и деньги

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

В зависимости от возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов

• Мечта ребенка иметь заветную вещь.

• Желание сделать подарки друзьям.

•Стремление укрепить свое положение (статус) в коллективе ровесников.

•Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему.

• Способ компенсации   за свою безрадостную жизнь в детском учреждении.

• Способ самоутверждения в жизни.

•Выполнение требований взрослых.

• Разъяснять, как себя вести по отношению к чужим вещам.

• Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого игрушки или вещи.

• Не вешать ребенку ярлык "вор", тем самым унижая его достоинство.

• Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев.

• Не предрекать будущее.

• Не применять физическое наказание.

 

Ложь (лживость) -  намеренное  искажение истины, фактов и явлений действительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от  возраста может проявляться как мнимая   и настоящая ложь в силу разных причин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств.

• Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.

•Желание доказать свое превосходство над кем-то.

• Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.

• Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.

•Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.

• Чрезмерная строгость, дисциплина в семье, основанная на страхе.

•Приспособление.

• Симуляция болезни.

 

• Избегать запретов и наказаний.

• Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование  ее результатами.

• Исключать из методов семейного воспитания запугивание.

• Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.

• Не лгать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорбь, глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты

 

  

Шок, отчаяние, гнев, тревога, страх, чувство вины

•Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне

•Потеря любимой игрушки, вещи, животного.

• Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи.

• Смерть родителя (родителей), других членов семьи.

 

 

• Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

• Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся с учетом их возраста.

• В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах.

• Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины.

  

 

                                                                                                                В.В.Чечет, доктор педагогических наук.