Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 
 

 

Как быть, если у ребёнка возник конфликт с учителем?

Как быть, если у ребёнка возник конфликт с учителем?

                

-Во- первых, ещё до разговора с педагогом попробуйте понять, что происходит. С точки зрения вашей, учителя, ребёнка. Не забывайте, что интересы и желания ребёнка не всегда совпадают с целями и желаниями взрослых.

 

- Затем внутренне, психологически подготовьтесь к предстоящему разговору с учителем. Не исключено, что учитель сразу станет защищаться или, наоборот, нападать на вас. Этому его научил прежний, не всегда приятный опыт общения с родителями. Постарайтесь убедить его, что ищете выход из ситуации, а не «козла отпущения».

 

- Полезно будет овладеть грамотной техникой ведения беседы. Она не раз вам пригодится в других сложных ситуациях. Вот один из приёмов. После того как собеседник закончил очередную мысль, скажите: «Если я вас правильно понял…» - и кратко повторите то, что он говорил. Он подтвердит, что понят правильно, и вы можете начать высказывать своё мнение.

 

В результате разговора может выясниться, что одна сторона права, а другая -  нет. Если виноваты вы или ваш ребёнок – придётся извиниться. Не бойтесь, что это вас унизит. Вы испытываете облегчение и усиление чувства собственного достоинства. Если не прав учитель, но не находит в себе сил извиниться, попробуйте понять его. Не старайтесь во что бы то ни стало добиться признания вины. Ведь учителю сделать это труднее, чем представителю любой другой профессии. Существует же стереотип, что педагог не имеет права на ошибку. Скорее всего, он внутреннее осознает свою вину и изменит своё отношение к ребёнку. Если нет – придётся искать другие пути разрешения конфликта.

 

В случае если не прав был учитель, вам предстоит объяснить это ребёнку. Не бойтесь подорвать авторитет взрослого. Если ребёнок поймёт, что всем людям свойственно ошибаться, это существенно облегчит его собственную жизнь (да и вашу тоже). Если ошибётесь вы, вам не придётся изворачиваться перед ребёнком, чтобы скрыть свой промах. Скажите просто: учитель ошибся, потому что устал, или спешил, или был чем-то расстроен, обижен. Скорее всего, так оно и было на самом деле. Обычно детей вполне устраивает такое объяснение, и они успокаиваются.

 

Если не прав был ребёнок, вместе с ним спокойно обсудите, как можно исправить ситуацию. Не давите на него своим опытом. Пусть он попробует сам предложить выход, наиболее приемлемый для него. Тогда можно надеяться, что конфликт благополучно разрешится. Если вы чувствуете, что ребёнок не готов пока к извинению или другим шагам, предупредите учителя и сделайте это сами. Попросите пока ни на чём не настаивать. В дальнейшем вы найдёте путь к примирению, который устроит обе стороны.

 

Как найти выход из «безвыходной» ситуации?

 

Из ситуаций, которые не связанны с чьей-то неопытностью или случайной ошибкой, выйти труднее. Затяжные конфликты возникают, например, если родители недовольны педагогическим стилем учителя, считают его подавляющим или, наоборот, слишком мягким. Учитель может считать, что ваш ребёнок неспособен справиться с программой, а вы утверждаете, что дело не в ребёнке. Вариантов может быть много. В таком случае придётся выбирать один из трёх способов поведения.

 

Первый способзабрать ребёнка из класса или из школы. Такой путь не всегда приносит облегчение. Трудно сказать, как сложится школьная жизнь ребёнка там, куда вы его поведёте. Ему ещё не раз придётся столкнуться с людьми, которые будут оценивать его не так, как хотелось бы ему или его родителям. Возможно, полезнее для ребёнка приобрести опыт общения с разными взрослыми и разными детьми. Но если вы чувствуете, что возникшее психическое напряжение ему не по силам, - переводите в другую школу.

 

Второй способ: поставить учителю условие, чтобы он изменил своё отношение к ребёнку. Вы чувствуете свою правоту, но не хотите менять класс, вас устраивает школа, учебная программа. Вы просто хотите, чтобы учитель изменил своё поведение. Способ довольно рискованный. Прежде чем им воспользоваться, оцените свои силы. Продумайте свои ходы и меры, которые можно предпринять, если учитель не только не выполнит ваших требований, но и решит помериться с вами силами. Думайте прежде всего о последствиях для ребёнка.

 

Третий способ,самый естественный и универсальный: если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить своё отношение к ней. Ваша задача – помочь ребёнку сохранить нормальную самооценку. Объясните, что отношение к нему не всегда зависит от его достоинств и недостатков. Помогайте ему при затруднениях в учёбе. Он должен чувствовать уверенность в своих силах и в то же время уверенность в вашей поддержке. В разговоре с учителем дайте понять, что вам ясна его точка зрения, но ваш опыт подсказывает вам другое. И вы просите учесть свои пожелания.

 

                                        Источник: Родительский всеобуч: выпуск № 2, 2004.